Главная / История / История гибели линкора “Марат”

История гибели линкора “Марат”

Согласно официальной советской статистике флоты Советского Союза не потеряли за время Великой Отечественной войны ни одного корабля класса линкор, умалчивая о «Марате», официально продолжавшем числиться в списках Балтийского флота линейным кораблем…

В конце лета, начале сентября немецкие войска вплотную подошли к Ленинграду. К обороне сухопутных рубежей активно подключился Балтийский флот, при этом артиллерия крупных кораблей эффективно подавляла вражеские батареи и наносила чувствительные удары по колоннам противника. Особенно досаждали гитлеровцам советские линкоры «Марат» и «Октябрьская Революция».

marat1

Задача по их уничтожению была возложена на авиацию – в основном на пикирующие бомбардировщики. Первые атаки были осуществлены 16 сентября, при этом в линкор «Марат» попали три 250кг бомбы, но они не смогли причинить мощному кораблю смертельных травм. Тем не менее, корабль ушел в Кронштадт для исправления повреждений. Через 5 дней налет был повторен, но из множества сброшенных бомб в цель не попала не одна.

Hans-Ulrich_Rudel23 сентября пилоты немецких пикировщиков впервые отправились на задание, неся под фюзеляжами 1000кг бомбы, доставленные специально для борьбы с линейными кораблями.
Обер-лейтенант Ханс-Ульрих Рудель, впоследствии известный пилот второй мировой войны, сумел добиться попадания.
Из воспоминаний немецкого аса:

«Угол пикирования составляет от 70 до 80 градусов. Я уже взял „Марат“ в прицел. Мы летим вниз, прямо на него, и корабль неудержимо растёт, превращаясь в огромного гиганта. Кажется, что все его пушки нацелены прямо на нас. И ничто теперь не имеет значения кроме этой, нашей мишени… Маневрируя, я увеличиваю угол пикирования, изо всех сил нажимая на ручку управления. Угол пикирования почти 90 градусов, это всё равно, что находится на бочке с порохом… Мой „Ju-87“ идет удивительно устойчиво, не уводя в сторону ни на один сантиметр. Я чувствую, что промахнуться будет практически нельзя. Прямо перед собой я вижу огромный „Марат“. По палубе бегают матросы. Я жму кнопку сброса бомб и после этого что есть сил тяну её на себя. Получится отвернуть или нет? Перегрузка огромная… на какое-то мгновение я теряю совершенно сознание. Ещё не до конца придя в себя, слышу голос своего бортрадиста: „Господин обер-лейтенант, попадание!“ Над „Маратом“ поднимается гигантское облако дыма высотой под 350 метров. Возможно, взорвались погреба…». Бомба пробила броневые палубы линкора и вызвала детонацию боезапаса носовой башни главного калибра. В результате взрыва носовая часть корабля по вторую башню главного калибра была оторвана, носовая надстройка со всеми постами рухнула в воду. Моментально погибло 326 человек, включая и командира корабля.

Но, несмотря на ужасные повреждения, вся команда корабля тут же начала борьбу за спасение, а точнее, того, что от него оставалось. Затопив помещения левого борта, удалось чуть выровнять крен, полному выпрямлению «Марата» мешала лежащая на грунте носовая часть. Попытка поднять пар в уцелевших котельных не стала успешной: из-за притока воды, не удавалось разжечь котлы. Работало только аварийное освещение, использование водоотливных и противопожарных средств было практически невозможным.

Несмотря на самоотверженные действия экипажа по борьбе за живучесть, оставшаяся целой часть линкора, постепенно заполнилась водой и легла на грунт.

marat2

Вскоре начались работы по подъему «Марата». За месяц удалось кормовую часть частично отремонтировать и откачать воду, после чего башни №3 и №4 смогли вести огонь по противнику. При этом для усиления защиты, на палубу настелили гранитные плиты с набережной, позволившие выдерживать попадания снарядов немецких осадных батарей.

К концу 1942-го года была введена в строй и башня №2, в результате чего огневая мощь корабля, являвшегося фактически несамоходной плавбатареей, составила девять 305-мм орудий. А сам корабль по-прежнему числился линкором, хотя считать его таковым было кощунством.

В этом качестве он оставался до конца 1950-го года, пока его не переименовали в несамоходное учебное судно.

Тоже интересно!

Уникальный экспонат - танк Т-35А

Уникальный танк Т-35 А уехал на реставрацию

12 февраля 2014 г. из павильона Музея тяжелой бронетанковой техники выехал своим ходом на реставрацию ...

24 комментария

  1. Ну ничего страшного… Сначала шла пропагандистская война с немцами, потом – с НАТО, почему бы и не скрыть гибель линкора. Тем более, если верить прочитанному мной – линкор был устаревшим уже в момент спуска на воду, не говоря уже про 1941 год…
    И англичане долго не признавали потопление своих линкоров в Александрии от итальянских пловцов (хотя могу и путать – вроде читал, что один из поврежденных так и не восстановили). И немцы своего “Тирпица” после атаки миниподлодок англичан числили в линкорах, хотя тот и совершил только 1 переход на скорости 7 узлов… А “Марат” в отличии от приведенных выше примеров таки вел огонь по врагу из главного калибра… Что толку немцам гордиться его потоплением, если и после этого им на голову падали 12-ти дюймовые снаряды?

    • Ты уже напутал…. На момент спуска это был новейший корабль своего времени…., не зря он так долго ещё был в строю… Не считай царское правительство и командование флота тупее себя…..это плохая привычка…..

  2. После прочтения этой, очень интересной заметки, я всё-же не могу сказать, что “Марат” погиб. Так – “перенёс клиническую смерть и остался прикован к инвалидному креслу” :)
    То, что “Марат” на бумаге оставался в строю, возможно, было отданием чести экипажу, доблестно сражавшемуся и боровшемуся за живучесть корабля.

    • Ну можно сказать, что в определенном смысле – повезло. Разумеется не для тех матросов которые там геройски погибли.
      Если бы корабль так “накрыло” в открытом море, думаю никто уже поднимать его не стал бы. Вообще удивительно конечно насколько беззащитен огромный линкор против пикировщика, или даже нескольких пикировщиков.

      • Александр Савин

        Учитывая год постройки “Марата”/”Петропавловска”, ожидать от него устойчивости к 1000 кг бомбам как-то странно.
        Тем более бомбы, использованные Рюделем и его ведомым, были штучным товаром, изготвленным специально для поражения “балтийских линкоров”.
        Кроме того, никаких других сравнимых успехов за “люфтваффе” (и даже за бахвалом Рюделем) не числится.

    • А тебе известно, что даже Аврора до сих пор числиться в списках флота?… И по праву… Если на корабле идёт военная служба, значит он в строю…. А Марат ещё и воевал. Ты бы так дрался хотя бы обычных драках, вот было бы здорово..

  3. SnakE, тоже, кстати, вариант. Раз уж линкор не выйдет в море – то башни удобней поставить на берегу, чем на полузатопленном корабле… А так – очень даже может быть что и для поднятия морального духа экипажа флота: все же, крупные корабли редко плавали в ту войну…

    • “…все же, крупные корабли редко плавали в ту войну…”
      Как сказать, япошки с америкосами на своих линкорах наплавались вдоволь :)

    • Александр Савин

      Нет, на берегу башни были бы уязвимвее . “Марата” перекрасили “под набережную” и буксировали с места на место.
      Да и в блокадных условиях Ленинграда такая операция
      1)могла быть технически неосуществима
      2)привела бы к слишком долгому выводу орудий из боевых действий.

    • Дерьмо плавает, а корабли ходят.

    • Тебя забыли спросит, умник…. Ага, на берегу. А зачем?…. Чтобы такую дуру перетащить на берег, это надо постараться. а до этого ещё и место приготовить, кучу бетона залить, механизмы подачи снарядов сделать, погреба для этих же снарядов…. И зачем такие мучения, когда всё это уже есть? И дальности стрельбы вполне достаточно… Давил бы таких стратегов доморощенных….. Вояки диванные, ни ума ни фантазии…. , о военном , да и обычном. образовании я уже даже не говорю…

  4. Согласен. Тогда уточнение: речь шла о Советских кораблях.

  5. Александр

    Нельзя согласиться выводом об уничтожении корабля, при всей об’ективности статьи. Линкор достаточно быстро восстановил способность выполнения главной поставленной перед ним задачи – Обеспечение поддержки обор оны города тяжелой артиллерией, а значит остался в строю! В этом плане аналогия с погибшими английскими собратьями, проведенная в других комментариях, совершенно неуместна. Те лишились не только способности учасьтвовать в эскадренном бою, но и ВСЕХ своих боевых возможностей.

  6. Alex

    Думаю, не так важно, погиб ли линкор. Кораблю нормально, а иногда, как бы это не было странно, даже почетно погибнуть в бою. На мой взгляд большой проблемой советского ВМФ времен ВОВ была его перенасыщенность тяжелыми кораблями. Перед войной мы построили несколько легких крейсеров, много эсминцев и их лидеров. Для такого количества крупных кораблей просто не было адекватных задач ни на Балтике, ни на Черном море. Флоту сильно не хватало более мелких тружеников вроде тральщиков и сторожевых кораблей

    • Ещё один стратег выискался…. А ты посчитал, сколько и каких кораблей было у Германии? А у Англии? А ты мог сказать, кто из них и в каком составе будет на нас нападать? И как нападать?…. И всё это заранее, ещё в 20-ые – 30-ые годы… Это хорошо ещё, что Германия напала сначала на Англию, и что они не объединились для борьбы с нами.. И хорошо ещё, что Гитлер не двинул свои тяжёлые корабли для захвата Ленинграда, А если бы двинул, да ещё в союзе с Англией?.. Чем бы отбивались? Шапками…

  7. Мой дядя Алексей Архипович Гладких воевал на “Марате” в период обороны и блокады Ленинграда и, с его слов, немчуры побили немало, плохо, что невнимательно мы в своё время слушали рассказы воевавших родственников о войне, очень жаль, но всё же Вечная Им Слава!

  8. Мой день служил на линкоре Марат с 1934 года, и держал оборону Лениграда во время ВОВ, погиб как раз во время того злосчастного авианалета, попав в списки тех 326 человек… ЛК Марат был частично потоплен, но не сдался… Деду было 30 лет…, у него в Ленинграде осталась маленькая 3-х летняя дочь и молодая жена…Теперь я знаю эту правду, как и знаю убийцу – это немецкий ас, Обер-лейтенант Ханс-Ульрих Рудель…

  9. Мой дед, Сажин Борис Иванович (предпол. 1910 г.р.) служил на линкоре “Марат” и участвовал в обороне Ленинграда. После гибели линкора был снят с борта и отправлен в госпиталь. Ищу информацию о своем деде. irina3697@rambler.ru

    • Александр

      Ирина! У меня та же история, мой дядя по линии мамы РЕВИНСКИЙ Александр служил на “Марате” во время ВОВ. В Петергофе стоит церковь с которой видно пол Финского залива . Немцы разместили там кор пост. Александр из Кронштадта умудрился попасть в правый нижний купол, я это видел т.к. жил в Петергофе и учился 23 года и каждый день из одного окна видел церьковь , А ИЗ ДРУГОГО КРОНШТАДТ И ЛИНКОР “Октябрьская революция ” на рейде. За это ему вручили орден “Красного знамени” А немцы НП сняли. Родителей давно нет, спросить не у кого. И где он и что он так ине знаю. Мать о нем не говорила , а я по молодости лет и не спрашивал. Другие были интересы. Ну вот пока вот так. Все мои жили в Питере на Подольской.

  10. Мой дед, Георгий Александрович Лобышев был Зам. командира и позже Командиром 3го арт. дивизиона Линкора “Петропавловск”, он же “Марат”. 16го сентября в виду ранения Командира дивизиона принял на себя командование и руководил отражением авианалета. 23го сентября взрывом бомбы был сброшен с высоты 20 метров, получил тяжелое ранение и контузию и был подобран в бессознательном состоянии катером и доставлен в госпиталь. 2го декабря 1941г. вернулся в строй, принял на себя командование дивизионом и приступил к восстановлению материальной части. К 10му октября 1943года его дивизионом было сбито 5 и подбито 3 вражеских самолета. Информацию я нашел вот здесь: podvignaroda.mil.ru

    Не знаю как автор этой статьи, но моряки “Марата” вышедшим из строя его не считали и ни про какое кощунство в курсе не были!

    И, конечно очень мило, что статью сопровождает фотография фашистского летчика, а не самого корабля и его экипажа.

    • Олег, если вы предоставите фото экипажа Марата я его с удовольствием размещу.

      • Есть много фотографий из альбома Линейный корабль “Марат”(Петропавловск). Конечно, не все члены экипажа, но достаточно много фото краснофлотцев; все фотографии с указанием ФИО и должности на лк.
        Насколько я знаю, альбом был изготовлен для бывших “Маратовцев”.

  11. мой дед Смагин Павел Андреевич также служил на “Марате” много лет. Знаю, что он погиб в первый год войны, или пропал без вести… к сожалению, никого уже не осталось: ни бабушки, никого из трех дочерей… Нет никакой информации о нем…

  12. Александр Кунаев

    Мой отец – КУНАЕВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, 1920 года рождения, уроженец деревни Буравлянка Дубенского района Тульской области служил матросом на линкоре “Марат”. Осталась одна фотография где он пацаном сфотографирован в форме матроса. Именно с увеличенной копией этой фотографии мои родственники из Новокузнецка (брат и внучата племянница) ходили на марш местного Безсмертного полка. При жизни отец практически ничего не рассказывал про войну. Эта тема была очень тяжела для него и любое воспоминание вызывало у него спазмы дыхания и слезы. Я видел это и не приставал с лишними вопросами. Теперь жалею, что почти ничего не знаю про настоящую войну, а не ту которую показывают в кино (особенно в последние годы). Отец умер в марте 1984 года от рецидива полученного в войну туберкулеза, похоронен на деревенском кладбище в Бредихино Дубенского района Тульской области. На последнее прощание с ним я пригласил военных. Гроб опускали в могилу под марш “Варяг”. “Врагу не сдается наш гордый “Марат”. пощады никто не желает…””.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

31 − 27 =

Яндекс.Метрика