Если бы небо могло говорить то было бы проще, намного проще найти следы и узнать о безвестных воинах. На камнях и бетоне укрепрайонов, на стенах зданий в полях еще есть заметные следы войны. А как найти следы пилота? Небо молчаливо меняет окраску, облака плывут более полувека величаво. Где искать следы трассеров, росчерк винтов, строчки радио переговоров? Все ушло и нет надежды, что либо найти.
Но есть люди, которые считают, что война не окончена, пока есть безвестные солдаты, офицеры, сражавшиеся с честью за наш край, за родной нам город. Этих людей не страшит безвестность, они ищут и воистину небо начинает открывать свои тайны. Кто ищет, тот обрящет.
Председатель совета ветеранов Фрунзенского Района г. Харькова Галина Макаровна проводила кропотливую работу по увековечиванию памяти пилота, сослуживца по чугуевской летной школе, друга и соратника И.Н. Кожедуба, нашего земляка Петра Максимовича Кучеренко.
– Жизнь этого человека связана с нашим городом, говорит Галина Макарова, здесь он учился в Сельскохозяйственном институте в 1930-1935 г.г., по комсомольской путевке стал учлетом, а позже инструктором в Чугуевской летной школе. На фронте с июля 1943 года до августа 1943 года сбил лично 12 и в группе 9 самолетов. Награжден орденом Боевого Красного Знамени. Был представлен к званию Героя Советского Союза. Но 11 августа 1943года в воздушном бою над Русской Лозовой с превосходящими силами его самолет был сбит. Дальнейшая судьба пилота не известна.
Искать своего друга, прежде всего, принялся И.Н. Кожедуб, о чем он упоминает в письме жене своего боевого товарища. Сведения о последнем бое ст. лейтенанта Кучеренко П.М. были не полными – видели, как самолет загорелся и Петр Максимович, выпрыгнул с парашютом, кто-то видел его в одном из госпиталей. Но точные данные отсутствовали, поэтому в донесении о безвозвратных потерях было указано – пропал безвести.
В книге Трижды Героя Советского Союза И.Н. Кожедуба «Верность Отчизне» красной чертой проходят мысли и раздумья Ивана Никитовича о своем боевом товарище, радость кратких встреч на редких совещаниях и боль утраты. Вот некоторые строки из письма И.Н. Кожедуба адресованного жене Петра Максимовича Кучеренко – Надежде:
«Ты извини меня, Надя, что я долго молчал о твоем Муже Пете.
С Петей мы расстались в начале нашего наступления на немцев под Белгородом. Он от нас ушел в другую часть.. . Ему присвоили воинское звание старшего лейтенанта, а мне младшего лейтенанта. Очень редко я с ним стал встречаться. Однажды мы встретились на одном из аэродромов, когда уже у него был орден боевого красного знамени и у меня тоже. Мы тогда имели по несколько сбитых самолетов противника. Начали соревноваться, кто больше собьет фрицев.И я последний раз слыхал про него, что он имеет 12 лично сбитых с-ов и 8 в группе. Улетал на боевое задание он с группой 10 самолетов и встретили под Харьковом до 80-ти вражеских бомбардировщиков и истребителей. Из этого неравного воздушного боя он не возвратился на свой аэродром. Это было 14 августа 1943г.
Некоторые товарищи видели, что он выпрыгнул из горящего самолета, что горел в воздухе, когда стропы парашюта обгорели он упал на землю место падения не обнаружили.
Имеются некоторые сведения о Пете, что как будто он лежит где-то в госпитале с переломанными обеими ногами. Но по моему уже он бы написал тебе пару слов. За его храбрость в этом неравном воздушном бою на него был послан материал на присвоение звания Героя СССР.
Я очень переживаю, что Петя не вернулся из боевого задания.
Слава о Пете не погаснет в сердцах летчиков. О нем все отзываются, как о боевом командире, готовым пойти на все, во имя победы над врагом. Очень жаль, что мне не пришлось с ним вместе летать. Мы бы показали…..на что способны Петя и Ваня, которых в школе затирали на каждом шагу…. Уже можно гордиться можно гордиться теми успехами и теми подвигами, которые совершили Петя и я. У меня на боевом счету уже двадцать семь лично сбитых вражеских самолетов. На моей груди два боевых ордена Красного Знамени мне уже присвоено звание старшего лейтенанта…
Недаром в школе о нас зазвонили во все колокола. Мне сейчас, Надя, вспоминается как мы уезжали из дому на фронт. Последние прощальные минуты. Долго я не забуду наш отъезд из Средней Азии”
12.12.43 Гвардии майор, 2ы герой СССР, Кожедуб Иван Никитович. ПП40560
По воспоминаниям дочери Петра Максимовича – , которая сберегла в памяти рассказы ее мамы: два друга Кожедуб И.Н. и Кучеренко П.М. служили инструкторами в Летной школе и при встречах основной темой их частых разговоров был поиск тактики ведения воздушного боя. Два друга должны были идти на фронт вместе, но обстоятельства сложились так, что они были направлены в разные полки. Поэтому И.Н. Кожедуб узнал о смерти друга 14.10 1943.
Командир части, в которой служил старший лейтенант Кучеренко Петр Максимович, адресовал семье Кучеренко письмо, в котором описал трагические события произошедшие 11.08. 1943г.
…За время своего пребывания в нашей части, ст. лейтенант Кучеренко Петр Максимович проявил себя исключительным мастером воздушных сражений, Советским асом.
По словам товарищей, его самолет носился стрелой в воздухе, увлекая за собой других. На его боевом счету 16-ть фашистских стервятников. Командование отметило его заслуги перед Родиной: наградило орденом «Красное знамя».
В жаркие июльские и августовские бои за Белгород и Харьков, когда от жары запекались губы, а волосы были мокрые от пота ст.лейтенант Кучеренко не возвращался без победы.
Товарищи учились у него этому мастерству.
10 августа был жаркий бой десятка наших отважных соколов дрались с 80-ю фашистскими стервятниками. Десять отважных водил в бой Ваш муж. В этом жарком бою за Харьков нашими соколами сбито 22-а фашистских крестоносца.
За исключительное мастерство ведения воздушного боя, за дисциплину и хорошее воспитание подчиненных, за 16-ть сбитых стервятников ст.лейтенант Кучеренко был представлен к званию Героя Советского Союза, но 11 августа не вернулся из боевого задания.
Неизвестно сбит ли он или прыгнул с парашютом и лежит, в каком либо госпитале.
Но Петр Максимович не один.
На смену павших приходят новые, чтобы отомстить за смерть товарищей и уничтожить фашистскую гадину, нарушившую нашу мирную жизнь.
Надежда Петровна, извещение на получение пенсии высылаю на облвоенкомат.
Желаем Вам хороших успехов в работе и воспитании Вашей дочери
С приветом от имени командира
Е.Мухортов
В письмах боевых товарищей Кучеренко П.М. указываются две даты 10 и 11 августа 1943 года – два дня, в которые над Русской Лозовой свершались бессмертные подвиги летчиков 297-го истребительного авиаполка 302-й истребительной авиадивизии.
Летчики-Асы! Все асы были известны пилотам гитлеровской армии, о них писали, снимали на кинопленку бои с советскими асами с целью воспитания таких же героических качеств у своих летчиков. Но качество технической и моральной подготовки наших летчиков остались для гитлеровцев недостижимы. Патриотизм, преданность Родине, организованность, самопожертвование были недостижимы для врага.
Из донесений, писем, рассказов очевидцев, книг, документальных фильмов можно дот боли реально увидеть в небесах над Русской Лозовой два бессмертных боя между пилотами 297-го истребительного полка и летчиками гитлеровской армии – это происходило в 1943 году 10 и 11 августа.
10 Августа
Шли тяжелые, решающие исход всей Мировой войны дни. Наши войска вели бои на подступах к Харькову с отчаянно контратакующим противником. На земле продолжалась отчаянная схватка между Добром и Злом.
В небесах шел неравный воздушный бой между нашими асами и врагами – 10 наших против 80 фашистов командовал боем Кучеренко П.М. Младший лейтенант Анатолий Васильевич Добродецкий в этом бою был ведомым Кучеренко. Ему 20 лет, но он уже усел совершить 27 боевых вылетов в 11 воздушных боях на Курской дуге и под Харьковом лично сбил 3 самолета и 8 в группе, два из которых тараном.
Шел беспощадный воздушный бой – уже сбито 22 фашистских стервятника, боезапас самолетов был на исходе, но в этот момент в хвост командирской машины Кучеренко зашел вражеский истребитель. Ведомый Анатолий Добродецкий прикрывает в неравном бою своего командира кратко доложив:- командир, уходи я тебя прикрою и пошел на таран, ценою собственной жизни спасает жизнь товарища. Герой!!!…. за этот подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом исключительный героизм и самопожертвование во имя Родины младшему лейтенанту Добродецкому Анатолию Васильевичу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Сколько мужества, ответственности, преданности Отчизне, бесконечной любви к Миру, людям и ненависти к Фашизму и всему античеловеческому надо иметь нам всем м молодым и старым, чтобы в тяжелую годину для Украины совершить подобный шаг?!
Но мы верим, что такие как Анатолий Васильевич Добродецкий и Петр Максимович Кучеренко были, есть и будут на земле Украинской !. в этом нет сомнения.
Петр Максимович Кучеренко возвращается на базу. Он жив. Цена его жизни -героическая смерть его ведомого Анатолия Добродецкого.
Нам трудно представить, что происходило в душе Петра Максимовича, в его сознании. Шел 1943г.- уже миллионы погибли в СССР от рук захватчиков, но сегодня 10 августа, спасая своего командира погиб его молодой товарищ, друг. Кто же виноват в создавшейся в небе ситуации. В сердце Кучеренко осталось только одно чувство- необъятная ненависть к фашистам. О чем он думал? Он думал о жизни, он думал о смерти, он думал о спасении всего человечества. Он хотел отомстить? Да! Месть на войне трижды оправдана.
11 Августа
В небесах идет бой над Русской Лозовой с превосходящими силами противника. Из боя Петр Максимович Кучеренко не возвращается.
Данные о дальнейших событиях не полны и мы надеемся, что отзовутся те, кто знает, что либо о боевом пути 297 Иап в период июля-августа 1943 г. Может быть, найдутся очевидцы воздушного боя происходившего 11 августа 19421 года в небе над Русской Лозовой из которого, не вернулся Петр Максимович Кучеренко. Было бы хорошо установить место падения самолета и провести раскопки. Это возможно, если найдутся спонсоры.
Но а сегодня необходимо, чтобы на нашей Харьковской земле появился монумент, обелиск, стела или памятная доска Петру Максимовичу Кучеренко рядом с памятником Анатолию Васильевичу Добродецкому.
Их имена должны стоять рядом, как символ самоотверженности. Их имена должны звучать для Харьковчан набатом преданности родной Земле и высшим человеческим взаимоотношениям.
Мы помним о Вас Анатолий Васильевич Добродецкий и Петр Максимович Кучеренко, мы видим Вас в Небесах!
Ваши подвиги во имя защиты человечности на Земле, во имя защиты Отечества и своей любимой Украинской земли – бессмертны и будущие поколения повторят их если возникнет необходимость. Найдутся среди нас те, кто может совершать подвиги на земле в небесах и космосе.
Нет предела человеческому героизму, когда на весах истории возникает вопрос – быть или не быть человечеству разумному.
Об этом, товарищ, не вспомнить нельзя –
В одной эскадрилье служили друзья.
И было на службе и в сердце у них
Огромное небо, огромное небо,
Огромное небо – одно на двоих…
Роберт Иванович Рождественский
Статью для Капонира прислал – Пастухов Михаил
Отличная статья! Так держать! Очевидцы… Спустя столько лет…
спасибо за такой комментарий. как автор статьи напишу о том что не вошло в основной текст.
сутьба Петра Максимовича Кучеренко , постоянно дает о себе знать вот спустя уже столько лет.
однажді в канун Праздника Победы жена Петра Максимовича в телепрограмме видела кадры немецкой кинохроники. этот фрагмент немецкого пропагандистского киножурнала был посвящен боям под Харьковом в августе 1943 г. в начале голос диктора сообщал – под Харьковом сбит еще один русский Ас и далее из объятого пламенем самолета выпал летчик – далее камера показала крупный план -черноволосый высокий пилот на нем горела куртка и горел парашют . вокруг носились Мессершмиты.
в этом пилоте жена узнала своего мужа – по особым приметам.
вот только в какой программе , на каком канале был этот фрагмент , она не запомнила.
Мде, как там можно умудриться разглядеть приметы в хронике то? Самолет не всегда разглядишь. В любом случае, героям – слава вечная.
Ну уж точно – крупный план падающего с горящим парашютом летчика это немецкая пропагандистская постановка. Вряд ли во время боя там был оператор, снимавший голливудский боевик.
Но и 80 немецких истребителей против 10 наших – точно такая же пропаганда. Зачем снова и снова повторять и обсуждать все эти пропагандистские бредни? Они уже сыграли свою роль во время войны .Как то пора к правде переходить. Если даже человек сражался не один против сотни врагов, а хотя бы против двух – это не умаляет его героизма.
этот бой 10 августа 1943 года надо рассматривать в контексте исторических событий , как раз в это время Гитлеровцысвоими мощныими контрударами при поддержке большго кол-ва самолетов (посмотрите сводки Совинформбюро ) приостановили наступление на Харьков.
http://aeroram.narod.ru/win/d/dobrodetsky_av.htm
Бой 10 августа подробно описан в литратуре и вестьматериалы в сети. именно в этом бою соаершил Таран Добродецкий Анатолий Васильевич
06.01.1923 – 10.08.1943 Герой Советского Союза 04.02.1944.
что касается 80 – это общее кол-во самолетов и и стребителей и бомбардировщиков учавствовавших в бою со стороны гитлеровцев –
В воздухе ведущий по радио получил приказ: идти в район Русская – Лозовая – Сотники, Липцы на перехват бомбардировщиков противника. В указанном районе, непосредственно примыкающем к Харькову, лётчики встретили большую группу вражеских самолётов. Кучеренко повёл свою эскадрилью на врага. Добродецкий неотступно следовал за ведущим.
в 11.00 Добродецкий вылетел ведомым у младшего лейтенанта Борисенко в составе группы из 10 истребителей на прикрытие наземных войск в районе станции Лозовая Харьковской области. У линии фронта наши лётчики обнаружили 18 бомбардировщиков противника Ju-88, сопровождаемых истребителями Me-109. Группа сопровождения связала боем истребителей. Добродецкий А.В. в составе ударной группы атаковал бомбардировщиков. Вместе со своим ведущим он сбил одного “юнкерса”, затем второго.
В это время появилось ещё 8 Me-109. Завязался ожесточённый воздушный бой. Прикрывая своего ведущего, Добродецкий А.В. отбивал одну атаку за другой. Через 40 минут боя у наших истребителей были на исходе боеприпасы и горючее. Когда очередная пара “мессершмиттов” пошла в атаку, Добродецкий развернул свой Ла-5 им навстречу. Расстояние между самолётами быстро сокращалось. В последний момент немец отвернул. В этот момент Добродецкий открыл огонь и сбил врага. В это время другой Me-109 атаковал самолёт старшего лейтенанта Кучеренко. Предупредив его об этом по радио, Добродецкий бросился на помощь. Поймав противника в прицел, он открыл огонь, но патронов хватило только на короткую очередь. Тогда Добродецкий пошёл на таран. Дав полный газ, он всей массой своего Ла-5 ударил по “мессершмитту”. Оба самолёта взорвались в воздухе…
В этом бою наши лётчики записали на свой счёт 22 сбитых самолётов.
Еще одно описание боя
Отчаянно дралась десятка советских лётчиков. Вслед за командиром, свалившим ведущего “Юнкерса”, Анатолий поймал в перекрестке прицела другой Ju-88 и уничтожил его пушечной очередью. Но враг ввёл в бой более 30 истребителей, прикрывавших 50 бомбардировщиков. Лётчикам эскадрильи Кучеренко пришлось основательно потрудиться: они сбили 8 бомбовозов Ju-88, 9 истребителей Me-109 и не позволили врагу сбросить бомбы на наши войска.
Уже около 40 минут длился этот тяжёлый, неравный бой, потребовавший от наших лётчиков предельного напряжения сил. Уже иссякало горючее, всё меньше оставалось боеприпасов, а враг продолжал атаковать. Фашистские истребители всё чаще пытались сбить самолёт командира эскадрильи.
Вот ещё один “Мессер”, вынырнув откуда – то со стороны, рванулся на Кучеренко. Вовремя предупредив командира об опасности, Добродецкий совершил резкий маневр в сторону врага и нажал на гашетку. Прозвучала короткая очередь, и пушки умолкли. Боеприпасы кончились.
Не прекращая атаки, Анатолий резко двинул вперёд сектор газа. “Лавочкин” с ревущим на форсаже двигателем врезался в самолёт противника…
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Февраля 1944 года Младшему лейтенанту Анатолию Васильевичу Добродецкому было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Это возможно если крупнейшая группировка шла на Харьков под таким прикрытием с воздуха. Т.е. Немцы проводили контрудар
Что это – домысел писателя или факт? Если это так тогда 10 летчиков сорвала замысел немцев. 80 самолетов это огромная ударная сила (под стать периода бомбежек Лондона) такой группировке дается стратегическое значение. немцы собирались атаковать наши войска под Харьковом. что было бы (хотя в истории этот оборот не допустим) если бы эти самолеты беспрепятственно прошли к своей цели.
лично мне тоже пришлось – по другим источникам попытаться восстановить картину боя и было найдено другое описеание этого боя –
В 18 бомбардировщиков и 8 истребителей прикрытия, к которып подошло еще а 16 истребителей. – на начальный период боя.
спасибо за интересный комментарий
Бабушка, воевавшая в ту войну в ПВО (закончила войну в Ченстахове) на зенитках, рассказывала, что самолеты было подсчитать очень сложно, особенно ночью. Захватил прожектор, посчитали самолет. Но если тот сманеврировал и ушел из луча, то как правило прожектористы об этом не сообщали (могли и наказать за утерю контакта), и при повторном захвате самолет считался повторно. Днем было не лучше: разобраться в мешанине схватки было тяжело, пехота могла и не вглядываться в небо… так что сколько и каких самолетов – установить по донесениям с земли – сложно…. А японцы, кстати, летчики, ошибались при подсчетах атакуемых кораблей… Так что – только сравнивать по многим параметрам описания боев с той и другой стороны…
Проблема в том, что на сегодняшней карте нет населённого пункта Сотники. Русская Лозовая и Липцы находятся в 4 и 15 км от Харькова, имеется и райцентр Лозовая, но он в 140 км от Харькова в другом направлении. А вот погибшего лётчика с комсомольским билетом А.Добродецкого нашли в чугуевском районе 23 сентября 1943 года, где и похоронили. Что произошло и как это объяснить пока не ясно.
Добавлю: недалеко от Чугуева, но в Печенежском районе
Вы забыли указать этот лётчик один из тысяч пилотов ВВС немногих охотников за «рамами» ближним разведчиками fw-189, очень трудной и опасной мишенью. А Кожедуб эти факты умолчал.. Сбить их чрезвычайно сложно, требует огромной выдержки и профессионализма. И делал он это в период Курской битвы в интенсивные бои. Очень жаль, что нет даже его фото.
3 25.07.1943 г. 1 FW-189 юго – вост. Томаровка
4 29.07.1943 г. 1 FW-189 Бродок
5 01.08.1943 г. 1 FW-189 зап. Соломино
6 02.08.1943 г. 1 FW-189 Нижний Ольшанец
7 04.08.1943 г. 1 FW-189 ( в группе – 1 / 3 )
Летал на ЛА-5.