Главная / История / История гибели линкора “Марат”

История гибели линкора “Марат”

Согласно официальной советской статистике флоты Советского Союза не потеряли за время Великой Отечественной войны ни одного корабля класса линкор, умалчивая о «Марате», официально продолжавшем числиться в списках Балтийского флота линейным кораблем…

В конце лета, начале сентября немецкие войска вплотную подошли к Ленинграду. К обороне сухопутных рубежей активно подключился Балтийский флот, при этом артиллерия крупных кораблей эффективно подавляла вражеские батареи и наносила чувствительные удары по колоннам противника. Особенно досаждали гитлеровцам советские линкоры «Марат» и «Октябрьская Революция».

marat1

Задача по их уничтожению была возложена на авиацию – в основном на пикирующие бомбардировщики. Первые атаки были осуществлены 16 сентября, при этом в линкор «Марат» попали три 250кг бомбы, но они не смогли причинить мощному кораблю смертельных травм. Тем не менее, корабль ушел в Кронштадт для исправления повреждений. Через 5 дней налет был повторен, но из множества сброшенных бомб в цель не попала не одна.

Hans-Ulrich_Rudel23 сентября пилоты немецких пикировщиков впервые отправились на задание, неся под фюзеляжами 1000кг бомбы, доставленные специально для борьбы с линейными кораблями.
Обер-лейтенант Ханс-Ульрих Рудель, впоследствии известный пилот второй мировой войны, сумел добиться попадания.
Из воспоминаний немецкого аса:

«Угол пикирования составляет от 70 до 80 градусов. Я уже взял „Марат“ в прицел. Мы летим вниз, прямо на него, и корабль неудержимо растёт, превращаясь в огромного гиганта. Кажется, что все его пушки нацелены прямо на нас. И ничто теперь не имеет значения кроме этой, нашей мишени… Маневрируя, я увеличиваю угол пикирования, изо всех сил нажимая на ручку управления. Угол пикирования почти 90 градусов, это всё равно, что находится на бочке с порохом… Мой „Ju-87“ идет удивительно устойчиво, не уводя в сторону ни на один сантиметр. Я чувствую, что промахнуться будет практически нельзя. Прямо перед собой я вижу огромный „Марат“. По палубе бегают матросы. Я жму кнопку сброса бомб и после этого что есть сил тяну её на себя. Получится отвернуть или нет? Перегрузка огромная… на какое-то мгновение я теряю совершенно сознание. Ещё не до конца придя в себя, слышу голос своего бортрадиста: „Господин обер-лейтенант, попадание!“ Над „Маратом“ поднимается гигантское облако дыма высотой под 350 метров. Возможно, взорвались погреба…». Бомба пробила броневые палубы линкора и вызвала детонацию боезапаса носовой башни главного калибра. В результате взрыва носовая часть корабля по вторую башню главного калибра была оторвана, носовая надстройка со всеми постами рухнула в воду. Моментально погибло 326 человек, включая и командира корабля.

Но, несмотря на ужасные повреждения, вся команда корабля тут же начала борьбу за спасение, а точнее, того, что от него оставалось. Затопив помещения левого борта, удалось чуть выровнять крен, полному выпрямлению «Марата» мешала лежащая на грунте носовая часть. Попытка поднять пар в уцелевших котельных не стала успешной: из-за притока воды, не удавалось разжечь котлы. Работало только аварийное освещение, использование водоотливных и противопожарных средств было практически невозможным.

Несмотря на самоотверженные действия экипажа по борьбе за живучесть, оставшаяся целой часть линкора, постепенно заполнилась водой и легла на грунт.

marat2

Вскоре начались работы по подъему «Марата». За месяц удалось кормовую часть частично отремонтировать и откачать воду, после чего башни №3 и №4 смогли вести огонь по противнику. При этом для усиления защиты, на палубу настелили гранитные плиты с набережной, позволившие выдерживать попадания снарядов немецких осадных батарей.

К концу 1942-го года была введена в строй и башня №2, в результате чего огневая мощь корабля, являвшегося фактически несамоходной плавбатареей, составила девять 305-мм орудий. А сам корабль по-прежнему числился линкором, хотя считать его таковым было кощунством.

В этом качестве он оставался до конца 1950-го года, пока его не переименовали в несамоходное учебное судно.

Тоже интересно!

British Battles – все сражения империи

Довольно любопытный военно – исторический сайт britishbattles.com с описанием сражений 18 и 19 веков. Не ...

25 комментариев

  1. Ну ничего страшного… Сначала шла пропагандистская война с немцами, потом – с НАТО, почему бы и не скрыть гибель линкора. Тем более, если верить прочитанному мной – линкор был устаревшим уже в момент спуска на воду, не говоря уже про 1941 год…
    И англичане долго не признавали потопление своих линкоров в Александрии от итальянских пловцов (хотя могу и путать – вроде читал, что один из поврежденных так и не восстановили). И немцы своего “Тирпица” после атаки миниподлодок англичан числили в линкорах, хотя тот и совершил только 1 переход на скорости 7 узлов… А “Марат” в отличии от приведенных выше примеров таки вел огонь по врагу из главного калибра… Что толку немцам гордиться его потоплением, если и после этого им на голову падали 12-ти дюймовые снаряды?

    • Ты уже напутал…. На момент спуска это был новейший корабль своего времени…., не зря он так долго ещё был в строю… Не считай царское правительство и командование флота тупее себя…..это плохая привычка…..

  2. После прочтения этой, очень интересной заметки, я всё-же не могу сказать, что “Марат” погиб. Так – “перенёс клиническую смерть и остался прикован к инвалидному креслу” :)
    То, что “Марат” на бумаге оставался в строю, возможно, было отданием чести экипажу, доблестно сражавшемуся и боровшемуся за живучесть корабля.

    • Ну можно сказать, что в определенном смысле – повезло. Разумеется не для тех матросов которые там геройски погибли.
      Если бы корабль так “накрыло” в открытом море, думаю никто уже поднимать его не стал бы. Вообще удивительно конечно насколько беззащитен огромный линкор против пикировщика, или даже нескольких пикировщиков.

      • Александр Савин

        Учитывая год постройки “Марата”/”Петропавловска”, ожидать от него устойчивости к 1000 кг бомбам как-то странно.
        Тем более бомбы, использованные Рюделем и его ведомым, были штучным товаром, изготвленным специально для поражения “балтийских линкоров”.
        Кроме того, никаких других сравнимых успехов за “люфтваффе” (и даже за бахвалом Рюделем) не числится.

    • А тебе известно, что даже Аврора до сих пор числиться в списках флота?… И по праву… Если на корабле идёт военная служба, значит он в строю…. А Марат ещё и воевал. Ты бы так дрался хотя бы обычных драках, вот было бы здорово..

  3. SnakE, тоже, кстати, вариант. Раз уж линкор не выйдет в море – то башни удобней поставить на берегу, чем на полузатопленном корабле… А так – очень даже может быть что и для поднятия морального духа экипажа флота: все же, крупные корабли редко плавали в ту войну…

    • “…все же, крупные корабли редко плавали в ту войну…”
      Как сказать, япошки с америкосами на своих линкорах наплавались вдоволь :)

    • Александр Савин

      Нет, на берегу башни были бы уязвимвее . “Марата” перекрасили “под набережную” и буксировали с места на место.
      Да и в блокадных условиях Ленинграда такая операция
      1)могла быть технически неосуществима
      2)привела бы к слишком долгому выводу орудий из боевых действий.

    • Дерьмо плавает, а корабли ходят.

    • Тебя забыли спросит, умник…. Ага, на берегу. А зачем?…. Чтобы такую дуру перетащить на берег, это надо постараться. а до этого ещё и место приготовить, кучу бетона залить, механизмы подачи снарядов сделать, погреба для этих же снарядов…. И зачем такие мучения, когда всё это уже есть? И дальности стрельбы вполне достаточно… Давил бы таких стратегов доморощенных….. Вояки диванные, ни ума ни фантазии…. , о военном , да и обычном. образовании я уже даже не говорю…

  4. Согласен. Тогда уточнение: речь шла о Советских кораблях.

  5. Александр

    Нельзя согласиться выводом об уничтожении корабля, при всей об’ективности статьи. Линкор достаточно быстро восстановил способность выполнения главной поставленной перед ним задачи – Обеспечение поддержки обор оны города тяжелой артиллерией, а значит остался в строю! В этом плане аналогия с погибшими английскими собратьями, проведенная в других комментариях, совершенно неуместна. Те лишились не только способности учасьтвовать в эскадренном бою, но и ВСЕХ своих боевых возможностей.

  6. Думаю, не так важно, погиб ли линкор. Кораблю нормально, а иногда, как бы это не было странно, даже почетно погибнуть в бою. На мой взгляд большой проблемой советского ВМФ времен ВОВ была его перенасыщенность тяжелыми кораблями. Перед войной мы построили несколько легких крейсеров, много эсминцев и их лидеров. Для такого количества крупных кораблей просто не было адекватных задач ни на Балтике, ни на Черном море. Флоту сильно не хватало более мелких тружеников вроде тральщиков и сторожевых кораблей

    • Ещё один стратег выискался…. А ты посчитал, сколько и каких кораблей было у Германии? А у Англии? А ты мог сказать, кто из них и в каком составе будет на нас нападать? И как нападать?…. И всё это заранее, ещё в 20-ые – 30-ые годы… Это хорошо ещё, что Германия напала сначала на Англию, и что они не объединились для борьбы с нами.. И хорошо ещё, что Гитлер не двинул свои тяжёлые корабли для захвата Ленинграда, А если бы двинул, да ещё в союзе с Англией?.. Чем бы отбивались? Шапками…

  7. Мой дядя Алексей Архипович Гладких воевал на “Марате” в период обороны и блокады Ленинграда и, с его слов, немчуры побили немало, плохо, что невнимательно мы в своё время слушали рассказы воевавших родственников о войне, очень жаль, но всё же Вечная Им Слава!

  8. Мой день служил на линкоре Марат с 1934 года, и держал оборону Лениграда во время ВОВ, погиб как раз во время того злосчастного авианалета, попав в списки тех 326 человек… ЛК Марат был частично потоплен, но не сдался… Деду было 30 лет…, у него в Ленинграде осталась маленькая 3-х летняя дочь и молодая жена…Теперь я знаю эту правду, как и знаю убийцу – это немецкий ас, Обер-лейтенант Ханс-Ульрих Рудель…

  9. Мой дед, Сажин Борис Иванович (предпол. 1910 г.р.) служил на линкоре “Марат” и участвовал в обороне Ленинграда. После гибели линкора был снят с борта и отправлен в госпиталь. Ищу информацию о своем деде. irina3697@rambler.ru

    • Александр

      Ирина! У меня та же история, мой дядя по линии мамы РЕВИНСКИЙ Александр служил на “Марате” во время ВОВ. В Петергофе стоит церковь с которой видно пол Финского залива . Немцы разместили там кор пост. Александр из Кронштадта умудрился попасть в правый нижний купол, я это видел т.к. жил в Петергофе и учился 23 года и каждый день из одного окна видел церьковь , А ИЗ ДРУГОГО КРОНШТАДТ И ЛИНКОР “Октябрьская революция ” на рейде. За это ему вручили орден “Красного знамени” А немцы НП сняли. Родителей давно нет, спросить не у кого. И где он и что он так ине знаю. Мать о нем не говорила , а я по молодости лет и не спрашивал. Другие были интересы. Ну вот пока вот так. Все мои жили в Питере на Подольской.

  10. Мой дед, Георгий Александрович Лобышев был Зам. командира и позже Командиром 3го арт. дивизиона Линкора “Петропавловск”, он же “Марат”. 16го сентября в виду ранения Командира дивизиона принял на себя командование и руководил отражением авианалета. 23го сентября взрывом бомбы был сброшен с высоты 20 метров, получил тяжелое ранение и контузию и был подобран в бессознательном состоянии катером и доставлен в госпиталь. 2го декабря 1941г. вернулся в строй, принял на себя командование дивизионом и приступил к восстановлению материальной части. К 10му октября 1943года его дивизионом было сбито 5 и подбито 3 вражеских самолета. Информацию я нашел вот здесь: podvignaroda.mil.ru

    Не знаю как автор этой статьи, но моряки “Марата” вышедшим из строя его не считали и ни про какое кощунство в курсе не были!

    И, конечно очень мило, что статью сопровождает фотография фашистского летчика, а не самого корабля и его экипажа.

    • Олег, если вы предоставите фото экипажа Марата я его с удовольствием размещу.

      • Есть много фотографий из альбома Линейный корабль “Марат”(Петропавловск). Конечно, не все члены экипажа, но достаточно много фото краснофлотцев; все фотографии с указанием ФИО и должности на лк.
        Насколько я знаю, альбом был изготовлен для бывших “Маратовцев”.

  11. мой дед Смагин Павел Андреевич также служил на “Марате” много лет. Знаю, что он погиб в первый год войны, или пропал без вести… к сожалению, никого уже не осталось: ни бабушки, никого из трех дочерей… Нет никакой информации о нем…

  12. Александр Кунаев

    Мой отец – КУНАЕВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, 1920 года рождения, уроженец деревни Буравлянка Дубенского района Тульской области служил матросом на линкоре “Марат”. Осталась одна фотография где он пацаном сфотографирован в форме матроса. Именно с увеличенной копией этой фотографии мои родственники из Новокузнецка (брат и внучата племянница) ходили на марш местного Безсмертного полка. При жизни отец практически ничего не рассказывал про войну. Эта тема была очень тяжела для него и любое воспоминание вызывало у него спазмы дыхания и слезы. Я видел это и не приставал с лишними вопросами. Теперь жалею, что почти ничего не знаю про настоящую войну, а не ту которую показывают в кино (особенно в последние годы). Отец умер в марте 1984 года от рецидива полученного в войну туберкулеза, похоронен на деревенском кладбище в Бредихино Дубенского района Тульской области. На последнее прощание с ним я пригласил военных. Гроб опускали в могилу под марш “Варяг”. “Врагу не сдается наш гордый “Марат”. пощады никто не желает…””.

  13. Мой дед, Николай Трифонов, воевал на “Марате”. Пропал без вести. Помяните его сегодня, ребята.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 + 8 =