Главная / История / Бессмертный подвиг крейсера “Варяг”

Бессмертный подвиг крейсера “Варяг”

Есть поражения позорные, но есть и такие, что дороже всякой победы. Поражения, закаляющие воинский дух, о которых слагаются песни и легенды. Подвиг крейсера «Варяг» был выбором между позором и честью.

8 февраля 1904 года в 4 часа дня русская канонерская лодка «Кореец» была обстреляна японской эскадрой при выходе из порта Чемульпо: японцы выпустили 3 торпеды, русские ответили стрельбой из 37 мм револьверной пушки. Не став дальше ввязываться в бой, «Кореец» поспешно отошел назад на рейд Чемульпо.

День закончился без происшествий. На крейсере «Варяг» военный совет всю ночь решал, как поступить в данной ситуации. То, что война с Японией неизбежна, понимали все. Чемульпо блокирован японской эскадрой. Многие офицеры высказывались за то, чтобы под покровом ночи выйти из порта и прорваться с боем к своим базам в Манчжурии. В темноте маленькая русская эскадра имела бы значительное преимущество, чем при дневном сражении. Но Всеволод Федорович Руднев, командир «Варяга» не принял ни одного из предложений, ожидая более благополучного развития событий.
Увы, утром в 7 час. 30 минут командиры иностранных судов: английского — Talbot, французского — Pascal, итальянского —Elba и американского — Vicksburg получили извещение с указанием времени сдачи уведомления от японского адмирала о начале враждебных действий между Россией и Японией, и что адмирал предложил русским судам уйти с рейда до 12 час. дня, в противном случае они будут атакованы эскадрой на рейде после 4 час. того же дня, причём иностранным судам было предложено уйти с рейда на это время, для их безопасности. Эти сведения были доставлены на «Варяг» командиром крейсера Pascal. В 9 часов 30 минут утра 9 февраля на борту HMS Talbot капитан Руднев получил извещение японского адмирала Уриу, объявлявшее о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и требовавшее, чтобы Варяг к полудню вышел из порта, в противном случае, в четыре часа японские корабли дадут бой прямо на рейде.

В 11:20 «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей. Через пять минут на них сыграли боевую тревогу. Английские и французские корабли встретили проходящую русскую эскадру звуками оркестра. Нашим морякам предстояло с боем пройти узкий 20-мильный фарватер и вырваться в открытое море. В половину двенадцатого с японских крейсеров поступило предложение сдаться на милость победителя, русские проигнорировали сигнал. В 11:45 японцы открыли огонь…

За 50 минут неравного боя «Варяг» выпустил по врагу 1105 снарядов, из них 425 крупнокалиберных (правда, согласно японским источникам, попаданий в японские корабли было не отмечено). Слабо верится этим данным, ведь за несколько месяцев до трагических событий Чемульпо, «Варяг» участвовал в учениях Порт-Артурской эскадры, где из 145 выстрелов трижды поразил цель. В конце-концов, точность стрельбы японцев тоже была просто смехотворна – 6 крейсеров добились за час всего 11 попаданий в “Варяг”!

На “Варяге” горели разбитые шлюпки, вода вокруг него кипела от взрывов, остатки корабельных надстроек с грохотом падали на палубу, погребая под собой русских матросов. Замолкали один за другим подбитые орудия, вокруг которых лежали убитые. Японская картечь сыпалась дождем, палуба “Варяга” превратилась в страшное зрелище. Но, несмотря на шквальный огонь и огромные разрушения, “Варяг” все же вел прицельный огонь по японским судам из оставшихся орудий. Не отставал от него и “Кореец”. Получив критические повреждения, «Варяг» описал широкую циркуляцию в фарватере Чемульпо и был вынужден через час вновь вернуться на рейд.

Бессмертный подвиг крейсера "Варяг"

 

Легендарный крейсер после боя

«…Я никогда не забуду этого потрясающего зрелища, представившегося мне, – вспоминал потом командир французского крейсера, ставший свидетелем невиданного сражения, – палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения: в местах, где разрывались снаряды, краска обуглилась, все железные части пробиты, вентиляторы сбиты, борта и койки обгорели. Там, где было проявлено столько геройства, все было приведено в негодность, разбито на куски, изрешечено; плачевно висели остатки мостика. Дым шел из всех отверстий на корме, и крен на левый борт все увеличивался…»
Несмотря на столь эмоциональное описание француза, положение крейсера отнюдь не было столь безнадежным. Уцелевшие матросы самоотверженно тушили очаги пожаров, аварийные команды заводили пластырь под крупную пробоину в подводной части левого борта. Из 570 человек команды было убито 30 матросов и 1 офицер. Канонерская лодка «Кореец» потерь среди личного состава не имела.

Бессмертный подвиг крейсера "Варяг"

 

Эскадренный броненосец “Орел” после Цусимского сражения

Для сравнения в Цусимском бою из 900 человек команды эскадренного броненосеца «Александр III» не спасся никто, а из 850 человек команды эскадренного броненосца «Бородино» был спасен только 1 матрос. Несмотря на это, в кругах любителей военной истории сохраняется уважение к этим кораблям. «Александр III» в течение нескольких часов вел под яростным огнем всю эскадру, умело маневрируя и периодически сбивая японцам прицел. Теперь уже никто не скажет, кто грамотно управлял броненосцем в последние минуты – командир ли, или кто-либо из офицеров. Но русские моряки до конца выполнили свой долг – получив критические повреждения в подводной части корпуса, пылающий броненосец перевернулся на полном ходу, так и не спустив флага. Из экипажа не спасся ни один человек. Спустя пару часов его подвиг повторил эскадренный броненосец «Бородино». Дальше русскую эскадру вел «Орел». Тот самый героический эскадренный броненосец, получивший 150 попаданий, но частично сохранивший боеспособность до самого конца Цусимского сражения. Вот такая неожиданная ремарка получилась. Светлая память героям.

Тем не менее, положение «Варяга», получившего попадания 11 японскими снарядами, оставалось серьезным. На крейсере было повреждено управление. К тому же, серьезно пострадала артиллерия, из 12 шестидюймовых орудий уцелело только семь.
В. Руднев на паровом французском катере отправился на английский крейсер «Тэлбот», чтобы договориться о перевозке экипажа «Варяга» на иностранные корабли и сообщить о предполагаемом уничтожении крейсера прямо на рейде. Против взрыва русского крейсера возражал командир «Тэлбота» Бэйли, мотивируя свое мнение большой скученностью кораблей на рейде. В 13 час. 50 мин. Руднев вернулся на «Варяг». Спешно собрав находящихся поблизости офицеров, он сообщил им о своем намерении и получил их поддержку. Сразу же приступили к перевозке раненых, а затем всего экипажа, судовых документов и корабельной кассы на иностранные корабли. Офицеры уничтожали ценное оборудование, разбивали уцелевшие приборы, манометры, разбирали замки пушек, выбросывая детали за борт. Наконец, были открыты кингстоны, и в шесть часов вечера «Варяг» лег на дно на левый борт.

Русских героев разместили на иностранных кораблях. Английский “Тэлбот” принял на борт 242 человека, итальянский корабль взял 179 русских моряков, остальных разместил на своем борту французский “Паскаль”. Совершенно омерзительно повел себя в этой ситуации командир американского крейсера «Виксбург», наотрез отказавшийся рамещать на своем корабле русских моряков без официального разрешения Вашингтона. Так и не приняв на борт ни одного человека, «американец» ограничился лишь отправкой на крейсер врача. Французские газеты писали по этому поводу: “Очевидно, американский флот слишком еще слишком молод, чтобы иметь те высокие традиции, которыми воодушевлены все флоты других наций.”

Бессмертный подвиг крейсера "Варяг"

 

Экипаж канонерской лодки “Кореец” взорвал свой корабль

Командир канонерской лодки «Кореец», капитан II ранга Г.П. Беляев, оказался более решительным человеком: несмотря на все предостережения англичан, он взорвал канонерскую лодку, оставив японцам на память лишь груду металлолома.

Несмотря на бессмертный подвиг экипажа “Варяга”, Всеволоду Федоровичу Рудневу все-таки следовало не возвращаться в порт, а затопить крейсер в фарватере. Такое решение значительно осложнило бы японцам использование порта, и сделало невозможным подъем крейсера. Самое главное – уже никто бы не смог сказать, что «Варяг» ретировался с поля боя. Ведь сейчас многие «демократические» источники пытаются превратить подвиг русских моряков в фарс, т.к. якобы крейсер погиб не в бою.

В 1905 году «Варяг» был поднят японцами и введен в состав Японского Императорского флота под именем «Соя», но в 1916 году Российская Империя выкупила легендарный крейсер.

Напоследок хочу напомнить всем «демократам» и «искателям правды», что после заключения перемирия японское правительство нашло возможным наградить капитана Руднева за подвиг “Варяга”. Сам капитан не хотел принимать награду от противной стороны, но Государь лично попросил его сделать это. В 1907 году Всеволод Федорович Руднев был награжден орденом Восходящего солнца.

Бессмертный подвиг крейсера "Варяг"

 

Мостик крейсера “Варяг”
Бессмертный подвиг крейсера "Варяг"
Бессмертный подвиг крейсера "Варяг"

Карта боя у Чемульпо из вахтенного журнала “Варяга”

Автор Георгий Бутома

 

Тоже интересно!

Обзор Joycasino во FreePlay

Обзор Joycasino: особенности заведения, преимущества и бонусы на проекте. В продолжении темы новых игорных заведений, ...

11 комментариев

  1. Эх… какой корабль загубили… Все же не дело ему воевать с эскадрой…
    Стоило взорвать на фарватере… :)

  2. Добрый дух

    Удивительно, что “Кореец” не получил повреждений. Видать “Варяг” так япошек напряг, что они на нем полностью сконцентрировались.

  3. Ни в коем случае не умаляя подвига моряков необходимо заметить, что российский морской офицерский корпус счёл действия Руднева малограмотными, он должен был затопить “Корейца” и уйти, сохранив “Варяг”, ибо крейсер был самым быстроходным кораблём и предназначался для перехватов, а не эскадренного боя. Руднев более никогда не командовал крупными кораблями.

  4. а мог ли уйти Варяг? и где можно прочесть о таком мнении офицерского корпуса?

    • моё мнение основано на рассказах старых моряков, которые знали современников тех событий, достоверность гарантировать не могу ибо большинство из них уже не переспросишь

      http://abakus.narod.ru/chem/1.html – вот интересное описание

  5. Добрый дух

    Угу, такой “уход” вполне мог обернуться простым самоубийством. Чего очевидно, капитан не хотел.

  6. wadwad, большое спасибо за очень интересную ссылку… Мне понравилось… заставило задуматься…

  7. Крейсер никакого подвига не совершил (да и нафиг подвиги не нужны, войны выигрываются планированием). В чем подвиг – в том что ни разу не попал?
    В его положении в принципе на большее нечего было рассчитывать, но и выдумывать тогда незачем.
    А выйти из порта чтоб наполучать – невелика честь. У нас кстати пресловутый миноносец Стерегущий потом точно так же отличился – попался японцам, ни в кого не попал и “героически”самозатопился.
    Если уж кто и отличился перед гибелью так это крейсер Рюрик в бою у Ульсана, где он успел всадить снаряд в боеукладку японского броненосного крейсера, уничтожив сразу несколько пушек чем и вывел его из строя. И это документально подтверждено японцами, а наша пропаганда такая пропаганда.
    Так что хотите славить проигравших – славьте моряков Рюрика – те бой с превосходящими силами вели до конца и даже чего-то добились.
    Но вообще то войны выигрываются не героическим получанием по роже и растить патриотов надо не на таких примерах.
    А например на примере Нахимова в Синопском сражении где он все правильно сделал – напал превосходящими силами и неожиданно и блестяще победил, потери турков в людях были в 10 раз больше, потеряны почти все корабли, у нас ни одного.
    Вот так и надо воевать!

  8. не согласен насчет выигрывания войн одним планированием. И не совсем согласен, что надо воспитывать только на победных примерах… Та же Зоя Космодемьянская: попала в плен, повесили – а в историю попала… И воевавшие за нее – мстили… И немцы знали: не важно, что наших меньше, вооружены могут быть хуже – не отступят, не сдадутся, будут воевать…

  9. А какая разница, что пишут? Насколько я знаю, никто не опровергал факт ее смерти, и достойное поведение перед этим. А всякие варианты типа: надо ли было поджигать, не надо, жители, не жители – это лирика….

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

4 + 2 =